Стрит фотография

Стрит фотография — фотоснимки изподтишка.

Пламенный привет посетителям этой страницы, пришедшим из социальных сетей, да и всем остальным тоже!

В апреле 2021-го года наблюдал удивительное явление: обильный поток посетителей из 4-х социальных сетей. В связи с этим настоятельно рекомендую всем неоднократно и регулярно посещать сайт rtbsm.ru — там в общих чертах изложена Российская Теннисная Балльная Система Марии (Шараповой).

Приглашаю всех полюбоваться на Фото и Видео красавицы Марии — надеюсь, что Вы поделитесь адресом сайта rtbsm.ru с друзьями и знакомыми.

Главная проблема — известить Марию, чтобы она лично как можно скорее заявила на весь мир о РТБСМ.

Стрит фотография — особое тонкое искусство, доступное не каждому даже опытному фотографу и требующее обычно специально подобранного лёгкого фотоаппарата.

Привожу информацию со страницы https://www.fotosklad.ru/expert/articles/ekskurs-v-strit-fotografiu-1/ :

Экскурс в стрит-фотографию

22 марта 2021 г.

Я снимаю уже много лет. Началось всё с плёнки, ломографии и той-камер, а мутировало в полноценные съёмки для брендов и фуллфрейм. Чему-то учился сам в процессе, что-то подсказывали менторы на моём пути, а где-то были «Быстрый урок кисти за 10 минут» в Youtube.

Но только не со стрит-фотографией, которой нельзя просто взять и научить. Правильное место, правильные герои, правильная геометрия кадра, закономерности, правильное… всё! Как такому научишь? Речь пойдёт как раз про неё.


Фото: Илья Штуца

Минутка теории

Стрит может быть не обязательно даже про человека, мировая фото-сцена знает примеры и минималистов, где герои снимков – здания, предметы, объекты ‘не на своем месте’, но обязательно на улице!

Стрит фотография как жанр родилась в середине прошлого века, но до сих пор нет единого определения, которое бы точно описывало этот жанр. Это нечто на мета-чувствительном уровне, которое либо визуально считывается человеком, либо нет.

Илья Штуца, питерский фотограф метко характеризует жанр стрита как: «Для меня это некая игра с миром. В одной народной сказке говорится: Пойди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что. Вот это точное определение того, что такое уличная фотография. Это совершенно чёткая инструкция, как сделать такую фотографию».

В общем-то, эти слова переосмысление известной истины другого мэтра, который стоял у истоков стрит фотографии. Анри Картье-Брессон, именно он ввёл понимание ‘решающего момента’ в фотографии, когда всё в кадре находится на своих местах.

Поэтому стрит не столько про хаотичную уличную съёмку, сколько про конкретные мгновения и паззл, который сложился из верно (!) подобранных кусочков. Это нечто вроде визуальной поэзии, где нет места глагольной рифме и простому крою.


Фото: Анри Картье-Брессон

Даже Зонтаг документирует такой новый взгляд, изменивший парадигму восприятия: «Как на ранних этапах своего развития, так и теперь в любительском варианте в фотографии действует укоренившееся правило – прекрасная фотография – это, прежде всего фотография прекрасного объекта. Но, начиная с того момента в 1915 году, когда Эдвард Стайхен сделал снимок молочной̆ бутылки, стоящей̆ на пожарной̆ лестнице жилого дома, родилось и новое представление о “прекрасной̆ фотографии”».

Так стрит показал свои первые ростки, которые уже через пару десятилетий стали отдельным визуальным жанром со своими законами и тонкой картинкой на грани визуальной игры.

Мэтры и первопроходцы

Многие документалисты ушедшей эпохи стали намеренно фиксировать обыденность: людей, эмоции, моменты из простой жизни. В то время к внезапной камере на улице относились куда благосклоннее, даже положительно! Безусловный мэтр таких съёмок и один из первопроходцев, уже упомянутый француз Анри Картье-Брессон.

Да, он был не только стрит фотографом и документалистом, Брессон ездил снимать коронацию английского герцога, снимал важные события и первых государственным лиц. Но всё это время, параллельно, его взгляд был включен и в фоновом режиме искал те самые мгновения, которые потом зафиксировались на плёнке. Отец стрит фотографии даже побывал в Ленинграде, откуда привез километры отснятых плёнок.

Мартин Парр, Анри-Картье Брессон, Робер Дуано, Алекс Уэбб, Сол Лейтер — безусловные мэтры уличной съёмки. И это лишь несколько имен, можно назвать ещё несколько десятков.

Покуда в фотографии постановочной появились всё новые техники, визуальные приёмы, стили — в стрит фотографии всё ещё главенствовало главное правило: уметь видеть, искать, вычленять нужные моменты в окружающей действительности.

С появлением цветной плёнки открылись и новые возможности. Алекс Уэбб тому живое свидетельство. Цветовые сочетания, цвет как инструмент, городские закономерности, мозаика которых теперь может складываться в том числе посредством цвета. Всё это легло в основу его работ.


Это только отличившиеся и медийные фотографы, которые известны всему миру. Сколько было ещё тех, кто не только оставался в тени домов, вылавливая происходящее на плёнку, но и в тени больших имен, не замеченными.

И если фоторепортеры, магистры студийной съёмки, профессионалы, снимавшие звезд, помогают визуально прочувствовать то время в лицах главных героев, то уличные фотографы помогают увидеть реальный мир. Простой. Обыденный. Самих людей того времени.

Безусловно, нельзя обойти феномен крестной матери стрит фотографии, которая, по закону жанра, долгое время была в тени и всплыла только в новых сезонах этого вечного сериала о людях. Вивиан Майер, простая американская няня, которая выгуливала детей, но всегда с фотоаппаратом через плечо, попутно снимая всё, что происходит вокруг. Впрочем, снимки эти далеко не ушли.

Спустя много лет после её ухода из жизни архивы нашлись, их разобрали. А затем были сильно удивлены. Мир упорно не знал о существовании такого великого стрит фотографа, а сама фотограф, впрочем, о себе и не заявляла. Возможно, живи она в современном обществе и снимай всё это на айфон – уже давно была бы замечена, получила множество наград, может даже попала бы в ежегодную подборку Apple «Снято на Iphone».

Что у нас?

До советских реалий уличная фотография пришла, но, как водится, с опозданием. Только во второй половине XX века начинают появляться первые отечественные уличные фотографы. Все те, кто точно также «жадно ищет глазами по улицам красивую картинку», как писала Зонтаг.

В первую очередь советский, а ныне и российский стрит — это Георгий Пинхасов. Достаточно лишь одного общеизвестного факта: это единственный русский фотограф в Magnum press. Пинхасов сам признавался, что своим учителем считает Брессона, именно он и вдохновил его снимать на улице. Снимать простых людей. Хотя на тот момент Георгий уже работал с Тарковским, снимал для Большого театра и в целом считал себя более ‘официозным’ фотографом.

На его снимках, где автор умело работает с цветовыми сочетаниями, со светом и тенью до сих пор учат молодых фотолюбителей в российских вузах. Я сам это проходил. Оно и понятно: как-никак мэтр, и как-никак эталонных снимков там множество.

Ближе к настоящему уже упомянутый Илья Штуца, ещё один мастер составлять композиции из всего окружающего и тонко работать с совершенно непредсказуемыми деталями и оттенками цвета в окружающем, которые выхватывают его объективы.

Это никак иначе не назвать и не обозначить точным определением. Он сам говорит об этом: «Художественность стрит фотографии, это когда человеку удалось. Когда не просто композиция, свет, цвета… Это когда удалось запечатлеть нечто невидимое».

Куда более прозаично работает с цветом Саша Петросян. Точнее, с цветом он не работает, он работает в первую очередь с людьми, эмоциями, ситуациями. Всё это лишь общие слова, которые только поверхностно описывают его работы. Достаточно просто на них взглянуть.

Одно можно сказать точно: этот фотограф умеет быть невидимым и снимать в лоб почти незаметно. В его случае ‘раньше было проще снимать людей на улице’ совсем не работает. Ему и сейчас удаётся безукоризненно это делать, оставаясь в тени для героев снимков.

Безусловно, текст об уличной фотографии в 2021 году не может обойтись без Димы Маркова, который не так давно вышел за грани коммьюнити тех, кто действительно интересуется и стал общеизвестным.

Марков очень точно иллюстрирует меткий тезис Маркуса Андерсона, австралийского стрит фотографа: «Я использую плёнку, я снимаю на средний формат, ломо-фотоаппараты, айфон… это всё фотоаппараты, не имеет значение. Это лишь расширение собственной практики. Это всё ещё снимок».

Дима Марков не снимает на плёнку или полнокадровые камеры: в основном он снимает на свой телефон. Снимает глубинку России и обитателей этих мест. Кажется, жизнь в относительно небольшом городе делает его ‘своим’, а поэтому и открывает много возможностей для спокойного наблюдения за провинциальными героями.

Как воспитать в себе стрит фотографа

Да, я снимаю уже много лет. Снимаю и на фуллфрейм, и на пленку, и на телефон… Я всегда сам активно утверждал про насмотренность и постоянный поток, чтобы чему-то научиться: «Много смотри, просвещайся и постоянно снимай». Только в контексте стрит фотографии это нельзя назвать единственным правильным советом.

Нет какой-то единой формулы или алгоритма успеха, чтобы научиться круто снимать на улице. Уж если мэтры не могут это сказать, то куда там мне. Зато я могу поделиться теми уроками, которые сам вынес за эти годы. Уроками, которые хотя бы помогут воспитывать в себе хорошую насмотренность и верный подход к стрит фотографии.

1) Фото-дневник. Это даже не урок, а очень простое задание, которое хорошо помогает воспитывать в себе внимание к деталям и работе с окружающим миром (что важно стрит фотографу). Позволить себе постоянно, каждый день, снимать всё, что кажется важным и что ловит взгляд. Пусть это не будут величайшие шедевры и спустя время вы их вообще удалите. Главный момент здесь — именно позволить снимать, не задумываясь о судьбе снимков. Пойдут они в корзину, в архивы, в сториз — не важно. Даже с помощью телефона, в нём всё-таки не 36 кадров, каждым из которых нужно экономно и здраво распоряжаться.

2) Больше смотреть. Это всегда актуально. Но смотреть не только на то, что делают именитые фотографы: заглядывайте за занавес, идите со сцены за кулисы, к ноу-неймам. Как показывает практика, там тоже могут таиться пока ещё никому не известные, но уже звезды. Вивиан Майер тому живой пример.


Фото автора (Никита Калюжин)

3) Законы композиции и цвета. Наверное, хотя бы поверхностно, но не помешает их знать. В нужный момент они помогут, включившись автоматом, чтобы сразу поймать нужную картинку. Если Вы их уже знаете, то знаете и в каком месте ради картинки их стоит нарушать.

4) Учиться смотреть на людей вокруг. Чаще включайте фоновое наблюдение от общего к частному: не только человек, как герой, но и место, где он находится, как оно перекликается с ним и перекликается ли. Оттолкнувшись от этого, уже можно замечать ценные кадры.

5) Shoot from the hip. Прямо от бедра снимать не нужно, но очень важно научиться быть незаметным. Тогда и кадр удастся поймать искренний, настоящий. Оставшись в тени, Вы выкроите себе время на понаблюдать за ситуацией, сделать кадров больше, чем один и проработать его. Чтобы потом выбрать наиболее сильный момент. Решающий!


Фото автора (Никита Калюжин)

Лично я не собираюсь заниматься стрит фотографией, но считаю необходимым о ней знать и пытаться иногда делать удачные снимки.

!…

Приглашаю всех высказываться в Комментариях. Критику и обмен опытом одобряю и приветствую. В особо хороших комментариях сохраняю ссылку на сайт автора!

И не забывайте, пожалуйста, нажимать на кнопки социальных сетей, которые расположены под текстом каждой страницы сайта.
Стрит фотографияПродолжение тут…

Deviz_1

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Проверка комментариев включена. Прежде чем Ваши комментарии будут опубликованы пройдет какое-то время.