Диафрагма

Диафрагма — это на сленге фотографов просто ДЫРКА.

Диафрагма влияет, в основном, на количество света, попадающего на светочувствительный элемент, а также на глубину резкости получающейся фотографии.

Простыми словами о диафрагме

Начинать разбираться с нюансами фотосъёмки я предлагаю с понятия «Диафрагма». Во-первых, это одно из базовых понятий в фотографии, во-вторых, при помощи диафрагмы уже после прочтения этой статьи Вы сможете управлять результатом съёмки.

Чисто в техническом аспекте диафрагма Вашего фотоаппарата – это часть конструкции в виде тонких металлических лепестков, которые расположены по кругу вдоль обода объектива. При спуске затвора лепестки диафрагмы закрываются до установленного значения и образуют отверстие, через которое проходит поток света.

Применительно к параметрам съёмки диафрагма – это число или значение, которое обозначает, насколько широко откроются лепестки в момент съёмки. Традиционно это число обозначается латинской буквой f.

Существует шкала диафрагменных значений, т.е. уже принятых обозначений степени открытия (или закрытия) диафрагмы фотоаппарата. В современных цифровых фотокамерах диафрагма может принимать следующие значения (читать слева-направо):

1.2          1.4          1.6          1.8          2             2.2          2.5          2.8          3.2          3.5          4             4.5          5.0         5.6           6.3          7.1          8             9             10           11           13           14           16           18           20           22

Запомните важную закономерность: чем меньше числовое обозначение диафрагмы, тем шире раскроются лепестки. Например, при установлении значения диафрагмы f=3.5 лепестки раскроются больше, чем при значении f=5.6.

Это интересно: На жаргоне фотографов диафрагму называют попросту «дыркой». Например, часто можно услышать такую фразу «открой дырку сильнее» или «закрой дырку на 11». Знайте, что речь идёт о настройках диафрагмы.

Не стану грузить Вас теорией, почему люди придумали именно такие странные цифры для обозначения степени открытия диафрагмы. На данном этапе это Вам никак не пригодится, а будет только сбивать с толку.

Перейдём к более полезной части – рассмотрим, как при помощи выставления различных значений диафрагмы можно повлиять на результаты съёмки.

От значения диафрагмы зависят два параметра конечного изображения: яркость снимка и глубина резкости на фотографии (степень размытия фона). Разберемся сначала с яркостью.

Через отверстие диафрагмы проходит свет, который затем  попадает на светочувствительный элемент (в цифровой фотографии – на матрицу).

Значит, чем больше открыта диафрагма (чем меньше выставлено число f), тем больше света попадёт на матрицу, и тем более яркими (светлыми) будут Ваши фотографии.

Если сильнее закрыть диафрагму (выставить большое число f=11, 16 или 22), тем меньше света пройдёт через объектив, и тем более тёмным получится изображение.

Теперь посмотрим, как при помощи выставления параметров диафрагмы можно управлять глубиной резкости на фотографиях. На данном этапе под глубиной резкости будем просто понимать степень размытия объектов в кадре.

Точнее степень размытия объектов, которые находятся не в фокусе. Итак, при неизменности всех остальных параметров съёмки действует простое правило: чем больше Вы открываете диафрагму, тем сильнее размоются объекты, находящиеся не в фокусе (обычно это фон).

А если диафрагму зажать, то большая часть объектов в кадре окажется в зоне резкости.

Ну вот, теперь Вы знаете один из секретов фотографий, на которых размыт задний план! Как применить эти знания на практике, читайте в статье «Как выставлять диафрагму. Практикум».

Как выставлять диафрагму. Практикум

Из статьи «Простыми словами о диафрагме» вы уже узнали о том, что такое диафрагма и как её параметры влияют на результаты съёмки. Теперь пора научиться выставлять параметры диафрагмы на Вашем фотоаппарате и применять полученные знания на практике!

Так получилось, что всё то время, что я занимаюсь цифровой фотографией, я снимаю на камеры Canon. Поэтому радуйтесь, владельцы кэнонов, Вас я смогу провести буквально по шагам! Обладателям фотоаппаратов Nikon, Sony, Olympus, Pentax  и др. я смогу помочь только общими советами.

На самом деле принципиально управление цифровыми зеркалками разных брендов мало чем отличается. Отличается только расположение кнопок и функций в меню. Я уверена, с этим Вы быстро разберётесь – книжечка-инструкция к Вашей камере Вам в помощь!

Способ выставления значений диафрагмы на фотоаппарате мы будем рассматривать на примере цифровых зеркальных камер Canon 450D и Canon 550D, поскольку это самые распространенные модели среди любителей и начинающих фотографов.

Для начала посмотрим, в каких вообще режимах камера позволит нам управлять диафрагмой. Обратите внимание на вращающееся колесико на верхней части фотоаппарата – это переключатель режимов съёмки.

Теперь посмотрите на дисплей фотоаппарата: в верхней части экрана Вы видите два прямоугольника. Нам нужен правый верхний, именно в нем отображается значение диафрагмы F.

Теперь попереключайтесь между разными режимами съёмки. Как Вы видите, в большинстве из них правый верхний прямоугольник остается пустым, т.е. камера сама устанавливает параметры съёмки и не считает нужным сообщать нам о выставленных значениях.

Только в двух режимах – Av (приоритет диафрагмы) и M (ручная настройка) мы можем управлять диафрагменным значением.

Как выставлять диафрагму в режиме приоритета диафрагмы Av.

Смысл этого режима состоит в том, что мы сами устанавливаем значение диафрагмы, а автоматика фотокамеры подбирает подходящую выдержку. При этом правый верхний квадратик содержит диафрагменное число и подсвечивается (т.е. активен).

Это означает, что при перемещении колесика управления, отмеченного на картинке, Вы будете открывать или закрывать диафрагму.

Потренируйтесь выставлять диафрагму таким способом и посмотрите, как при этом Ваш фотоаппарат изменяет значение выдержки (показывается на дисплее в левом верхнем квадратике, рядом со значением диафрагмы).

Как выставлять диафрагму в ручном режиме съёмки.

При переключении фотоаппарата в мануальный режим на дисплее автоматически подсвечивается значение выдержки (значение в левом верхнем квадратике).

Это значит, что при вращении колесика – переключателя настроек экспозиции будет изменяться только значение выдержки. Как же выставить диафрагму?

Всё очень просто! Для этого необходимо большим пальцем зажать кнопку Av (показана на рисунке) и удерживая её в таком положении, подкрутить колесико экспозиции, изменяя тем самым значение диафрагмы.

А теперь самое интересное. Я дам Вам небольшое домашнее задание.

Чтобы закрепить полученные знания о диафрагме и о том, как её устанавливать, как минимум 3 съёмочных дня снимайте только в режиме Av (приоритета диафрагмы). Попробуйте снять один и тот же сюжет с разными значениями диафрагмы: F=min, F=6.3, f=9, f=11.

F=min -это минимально возможное для Вашего объектива. Для китовых любительских объективов это обычно 3.5-5.6, для более светосильной оптики – от 1.2 до 2.8.

Помните совет: если хотите сильнее размыть задний план, сильнее откройте диафрагму (значения от 1.2 до 5.6); если хотите максимально резко показать все объекты в кадре, закройте диафрагму до значения не меньше 8.0).

Позволю себе слегка сбить читателя с толку: числовой ряд диафрагм неслучаен, так как при переходе к следующему значению площадь «зрачка» объектива  вдвое изменяется в корень из двух раз и соответственно вдвое изменяется количество света, попадающего на матрицу цифрового аппарата.

Градуировка шкал диафрагмы производится в диафрагменных числах таким образом, что каждому соседнему делению соответствует изменение светосилы в два раза. Таким образом, при выборе соседнего значения шкалы экспозиция всегда меняется на одну экспозиционную ступень.

Так как светосила является квадратом относительного отверстия, последнее должно изменяться в  раз. Поэтому соседние диафрагменные числа отличаются в  раз: f/0,7; f/1; f/1,4; f/2; f/2,8; f/4; f/5,6; f/8; f/11; f/16; f/22; f/32; f/45; f/64.

Градуировка шкалы Выдержки тоже проведена по принципу удвоения — это позволяет выдерживать одинаковую экспозицию, сдвигая Диафрагму и Выдержку на одну ступень, но в разных направлениях.

Полезно знать, что

Кроме основного ряда чисел, отличающихся на одну экспозиционную ступень, стандартный ряд содержит два вспомогательных, со значениями отличающимися на 1/2 и 1/3 ступени.

В большинстве случаев шкалы диафрагм маркируются только значениями основного ряда, но иногда допускается использование промежуточных значений.

В объективах, предназначенных для современных цифровых фотоаппаратов, шкалы диафрагмы отсутствуют, поскольку она управляется из камеры, а значения относительного отверстия отображаются на дисплее.

При этом шаг шкалы обычно регулируется и может предусматривать любой из двух вспомогательных рядов.

Диафрагменные числа, обозначающие геометрическую светосилу некоторых объективов, могут браться из промежуточных рядов, поскольку отражают расчётный предел возможностей конкретной конструкции, например 1,2; 4,5; 6,3.

В вариообъективах максимальное относительное отверстие может быть переменным в зависимости от фокусного расстояния. В этих случаях на оправе через тире или тильду указываются крайние значения диафрагменного числа, например 3,5~5,6.

Ручная регулировка диафрагмы в современных фотообъективах возможна только ступенчато из-за особенностей управления зеркальных фотоаппаратов.

Однако в автоматических режимах Приоритета выдержки или Программном ирисовая диафрагма регулируется бесступенчато, как в киносъёмочной и телевизионной оптике.

Вношу дополнение и уточнения:

Влияние диафрагмы на изображение

Изображение при диафрагме 1/1,4 (слева) и 1/9 (справа). Основная разница: хроматические аберрации, общая резкость, глубина резкости.

Кроме регулировки экспозиции и глубины резкости, изменение относительного отверстия при помощи диафрагмы влияет на другие важные параметры изображения:

  • аберрации — уменьшение относительного отверстия приводит к снижению аберраций системы, поскольку уменьшается сечение пучков, и для построения изображения используется только центральная часть линз с наименьшей кривизной. Наиболее низкие значения аберрации принимают при диафрагме, закрытой до минимального значения;
  • дифракция — как любая другая оптическая система, объектив дифракционно ограничен за счёт дифракции света на краях апертурной диафрагмы. Это выражается в снижении разрешающей способности при уменьшении относительного отверстия;

Таким образом, при закрывании диафрагмы одновременно со снижением аберраций возрастает дифракционное ограничение. Максимальное разрешение объектива достигается при средних значениях диафрагмы: f/8—f/11, когда аберрации и дифракция уравновешены.

  • виньетирование — чем меньше отверстие, тем меньше спад освещённости от центра к краям изображения. Виньетирование максимально при полностью открытой диафрагме и становится малозаметным при закрытии диафрагмы на две и более ступени. Это объясняется тем, что оправа объектива, которая служит основной причиной виньетирования, ограничивает лишь края световых пучков, диаметр которых уменьшается при снижении относительного отверстия.

Интересные факты

Творческий союз семерых американских фотохудожников носил название F/64, соответствующее крайнему значению диафрагмы объективов крупноформатных фотоаппаратов.

Название группы отражало приверженность к направлению так называемой «прямой фотографии», основанной на детальном отображении натуры. Для этого требуется большая глубина резкости, возможная при диафрагме, закрытой до минимального значения.

Приглашаю всех высказываться в Комментариях. Критику и обмен опытом одобряю и приветствую. В особо хороших комментариях сохраняю ссылку на сайт автора!

И не забывайте, пожалуйста, нажимать на кнопки социальных сетей, которые расположены под текстом каждой страницы сайта.
ДиафрагмаПродолжение тут…

Deviz_7

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Проверка комментариев включена. Прежде чем Ваши комментарии будут опубликованы пройдет какое-то время.