Pickup — легковой автомобиль с грузовой платформой.
Pickup мог бы быть полезен при освоении участка экопарка, но я склонен отдать предпочтение покупке вседорожника, ибо он универсальнее и будет значительно полезнее.
Гонки на выживание: исчезнут ли пикапы с российского рынка?
Сегмент пикапов — самый малочисленный на российском авторынке, однако отличается устойчивым спросом. Обвал рубля пережили лишь несколько импортных моделей, а отечественные пикапы, напротив, свои позиции укрепили.
Между тем на рынок выходят новые игроки, которые намерены найти своё место в этом и без того узком сегменте.
Американская мечта
Пикапы всегда были в России нишевым продуктом, чья доля на авторынке даже в лучшие годы не превышала и 1%.
Не пользуются они большим спросом и в Европе, хотя здесь этот сегмент занимает уже 6%. А особенно популярны пикапы в Америке, где на них приходится более половины всех продаж.
Как известно, легковые автомобили с открытой грузовой платформой впервые появились именно в этой стране, став востребованными, прежде всего, у многочисленных фермеров.
Однако со временем пикапы завоевали любовь и рядовых американцев, для которых до сих пор остаются доступным и практичным автомобилем на каждый день.
Как говорит директор по развитию компании «Рольф» Владимир Мирошников, популярность пикапов на рынке США обусловлена, в первую очередь, их доступной ценой по сравнению, например, со вседорожниками, а также высоким спросом со стороны американцев, живущих в частных домах.
В России же до недавнего времени на пикап чаще смотрели свысока, как на рабочую лошадку, и только сейчас, когда на рынок начали выходить модели последних поколений, покупатели начинают присматриваться к ним.
Для многих клиентов пикап — отличный вариант «вхождения в сегмент настоящих вседорожников» по низкой цене, однако ожидать, что в России этот нишевый продукт встанет наравне с SUV или легковушками, не стоит, добавляет руководитель департамента по маркетингу и связям с общественностью «ММС Рус» Илья Никоноров.
По данным «Рольфа», основными потребителями пикапов в нашей стране являются любители активного отдыха, охоты и рыбалки, причем в большинстве случаев для них это второй автомобиль в семье.
Что касается корпоративных покупателей, пикапы активно используют дорожники, строители, операторы мобильной связи, которые за приемлемые деньги получают универсальный автомобиль для выполнения поставленных задач в условиях бездорожья.
«На сегодняшний день основными покупателями пикапов являются физические лица, те люди, кому необходим небольшой „грузовик“ для работы или для личных нужд, — подтверждает директор направления Volkswagen ГК „Авторусь“ Максим Колосов. — Спрос у корпоративных клиентов, к сожалению, невысок.
Малое производство, фермерское хозяйство только начинают развиваться благодаря поддержке государства.
А строительные фирмы, дорожно-строительные организации, коммунальное хозяйство предпочитают полюбившиеся ещё с советских времен бортовые коммерческие автомобили.
Здесь ситуацию могло бы изменить локальное производство пикапов для более выгодных предложений корпоративным клиентам и привлечения к их закупкам госструктур».
Большая битва пикапов
Несмотря на крайнюю узость сегмента пикапов, они, в отличие, например, от минивэнов, фактически исчезнувших из продажи, пользуются в России устойчивым спросом даже в условиях кризиса на авторынке.
И хотя ассортимент таких автомобилей за последнее время значительно сократился и сегодня насчитывает уже менее десяти моделей, их доля остается пусть и небольшой, но стабильной — 0,8% за пять месяцев 2016 года.
В то же время обострилась конкуренция между оставшимися моделями, что привело к полной перестановке сил в этом сегменте.
Так, безусловным лидером в нынешнем году стал Toyota Hilux, чьи продажи в январе-мае выросли на 72%, до 1800 автомобилей, согласно данным АЕБ. Таким образом, эта модель сместила с верхней строчки прошлогодний бестселлер Mitsubishi L200, который опустился на третье место с показателем 660 реализованных машин (-64%).
По словам Владимира Мирошникова, обе модели в прошлом году пережили смену поколений, в связи с чем ценовой разрыв между ними сократился.
Hilux несколько дороже L200, но теперь ценовой фактор не становится решающим в выборе, поэтому моделям предстоит жесткая конкуренция.
В свою очередь, генеральный директор Mitsubishi «Авторусь» Алексей Безменов считает, что исход этой борьбы за лидерство среди иностранных пикапов во многом будет зависеть от политики импортёров.
Как заявили «За рулем.РФ» в российском представительстве Mitsubishi, останавливать продажи пикапа L200 или значительно сокращать их в компании не планируют. «В ситуации кризиса мы наблюдаем спад продаж данной модели, но уверены, что эта ситуация временная.
К тому же, несмотря на падение спроса среди физических лиц, Mitsubishi L200 остается востребованным среди корпоративных клиентов», — говорит Илья Никоноров из «ММС Рус».
Не намерен покидать наш рынок и пикап Volkswagen Amarok, который за пять месяцев 2016 года нашел 320 покупателей (-24%). Снижение его продаж в российском офисе марки объясняют, в частности, окончанием приёма заказов на текущую версию Amarok в связи с обновлением модели.
Рестайлинговый пикап появится у дилеров в сентябре этого года, а в первом квартале 2017-го он станет доступен с долгожданным дизельным двигателем V6 с турбонаддувом.
Как отмечает Максим Колосов, тем самым Volkswagen планирует укрепиться в сегменте пикапов и не только сохранить долю рынка, но и увеличить её.
Их почти не осталось
Между тем на фоне подорожания иностранных пикапов, которые поставляются в нашу страну исключительно по импорту, все большую популярность у покупателей завоевывают более доступные российские модели.
Так, пикапы на базе Lada Granta и 4×4, выпускаемые на тольяттинском предприятии «ВИС-Авто», показали рост продаж на 43%, до 470 автомобилей по итогам января-мая 2016 года. А УАЗ-Пикап и вовсе смог подняться на второе место в этом сегменте с результатом 985 реализованных машин (-4%).
«У УАЗа свои потребители, а так как модель на фоне конкурентов практически не подорожала, то и спрос остался стабильным», — комментирует директор по продажам ГК «АвтоСпецЦентр» Дмитрий Константинов.
Вместе с тем высокий результат этому УАЗу обеспечили укрепление дилерской сети марки с появлением сильных дилеров, а также участие в программах государственного стимулирования авторынка, добавляет Владимир Мирошников.
Как известно, в связи с общим падением спроса на автомобили в России автопроизводители стали оптимизировать свои модельные ряды, прекращая продажи наиболее убыточных моделей.
Среди них оказываются даже популярные некогда импортные кроссоверы, что уж говорить о нишевых пикапах. За последнее время выбор таких автомобилей сократился почти наполовину, причем покинули они российский рынок по разным причинам.
Так, пикап Mazda ВТ-50 был выведен с европейского рынка, а продажи в России не могут покрыть расходы на инжиниринг для соответствия европейским нормам, которые составляют основу требований по российской системе одобрения типа транспортного средства.
По словам PR-директора «Мазда Мотор Рус» Марии Магуайр, вернуться на российский рынок модель сможет в том случае, если возобновятся её продажи в Европе, но это маловероятно.
Компания Ford Sollers прекратила российские продажи пикапа Ranger, поскольку сделала ставку исключительно на автомобили локального производства, а Ford Ranger и машины F-series могут предлагаться только на условиях импорта.
При этом в пресс-службе СП заявили, что рассматривают возможности расширения линейки, в том числе за счёт импортных моделей.
Появления в нашей стране нового NP300 Navara не исключают в компании Nissan, которая ранее вывела с российского рынка пикапы Navara и Pick-Up. «Это были очень нишевые модели, которые не делали больших продаж.
К тому же производились они за пределами России, поэтому цена на них существенно подскочила после начала кризиса», — пояснил директор по связям с общественностью Nissan в России Роман Скольский.
Встречаем новых игроков
А вот компания Mercedes-Benz уже объявила о планах представить на российском рынке свой первый пикап, который создан на базе Nissan Navara.
Причём наша страна станет для новинки одним из ключевых рынков, отметили в пресс-службе «Мерседес-Бенц Рус». И хотя место и дата премьеры нового однотонного пикапа Mercedes-Benz держатся в секрете, в Россию компания обещает его привезти ориентировочно в конце 2017-го — начале 2018 года.
В числе главных конкурентов будущей новинки называют Volkswagen Amarok и Toyota Hilux. Как считает Владимир Мирошников, для Mercedes-Benz попытка нащупать премиальную нишу в сегменте пикапов является смелым экспериментом.
Ближайшей же премьерой на российском рынке пикапов станет Fiat Fullback, который представляет собой слегка перелицованный Mitsubishi L200. Новинка будет доступна для заказа российским клиентам уже с июля, а в продаже появится в сентябре этого года.
По мнению Максима Колосова, «клон» L200 может завоевать интерес любителей пикапов не только благодаря успеху и имени своего японского «двойника», но и за счёт цены.
В свою очередь, в российском офисе Mitsubishi заявили, что появление новых игроков должно привлечь дополнительное внимание к сегменту пикапов.
Что касается перспектив пикапов на российском рынке, то этот сегмент так и останется очень нишевым.
При этом структура спроса в нем может меняться в зависимости от появления новых и обновленных моделей, а главное — их ценового позиционирования.
По оценкам марки Volkswagen Коммерческие автомобили, с учетом почти двукратного падения сегмента относительно докризисного уровня, его потенциальная ёмкость составляет около 25 тыс. автомобилей в год.
Как говорит Дмитрий Константинов, дальнейшее развитие рынка пикапов в нашей стране будет зависеть от поддержки правительством частных сельских хозяйств, а также отмены ограничений на въезд пикапов внутрь Садового кольца.
«Пока нет предпосылок, чтобы в России сегмент пикапов бурно разрастался. Однако они прочно завоевали свою нишу и наверняка смогут её сохранить за собой. Текущий рынок толкает производителей на оптимизацию модельной линейки, в будущем выиграет тот из игроков, кто сможет сохранить в своём портфеле данный продукт. Также одним из факторов успеха может стать локализация, но вероятность её очень мала вследствие незначительных объёмов», — резюмирует Владимир Мирошников.
Фото: «За рулем.РФ», фирмы-автопроизводители
Приглашаю всех высказываться в Комментариях. Критику и обмен опытом одобряю и приветствую. В особо хороших комментариях сохраняю ссылку на сайт автора!
И не забывайте, пожалуйста, нажимать на кнопки социальных сетей, которые расположены под текстом каждой страницы сайта.
Продолжение тут…