Выбор фокусного расстояния

Выбор фокусного расстояния для получения классных снимков.

Выбор фокусного расстояния — лично я намерен пользоваться в основном несколькими ZOOM-объективами, которые дают возможность оперативно менять Фокусное расстояние объектива.

Привожу подробную информацию про Выбор фокусного расстояния объектива, скачанную в Интернете со страницы http://olegasphoto.com.ua/vyibor-fokusnogo-rasstoyaniya-obektiva/ :

Выбор фокусного расстояния объектива

Выбор объектива для фотографа даже более важен, чем выбор фотоаппарата. В этом обзоре Вы найдёте описание фокусных расстояний от 14 мм до 300 мм. Каждое фокусное расстояние имеет свою специфику, это нужно учитывать при выборе объектива.

Начинать, я считаю, нужно с китового объектива. Можно даже с зума вроде 18-135, а уже потом подходить к выбору более специализированной оптики. Это процесс индивидуальный и творческий.

Оптимальное фокусное расстояние зависит от:

  • жанра съёмок
  • места съёмок
  • специфики работы
  • творческого видения каждого фотографа

Со всем этим можно определиться только уже имея определенный опыт в фотографии. Ниже я поделюсь своими наблюдениями. Вся информация касается работы с полным кадром. Если у Вас камера с кроп матрицей, умножайте цифры фокусного расстояния на полтора.

Рыбий глаз (fish eye)

Кадр сверху сделан на объектив Samyang 8mm t3.8 — http://olegasphoto.com.ua/index.php/fish-eye-obektiv-samyang-8mm-t3-8/ . Этот объектив даёт полное покрытие кадра на кроп камере и круг с чёрными краями на полном кадре — http://olegasphoto.com.ua/index.php/kakoy-obektiv-vyibrat-na-polnyiy-kadr/ . Угол зрения — 180 градусов по диагонали. Кадры, грамотно сделанные на фишай, выглядят завораживающе. Особенность этого фокусного расстояния (бывают от 4 мм до 15 мм) в том, что у него очень узкая сфера применения. Фишай — объектив с максимально широким углом обзора, но при этом без коррекции дисторсии. В итоге мы имеем закруглённые линии, которые должны быть прямыми, и очень специфическую перспективу. Такой объектив берется с собой ради нескольких ярких кадров. Пользоваться им долго затруднительно.

14 мм

Объектив с фокусным расстоянием 14 мм (http://olegasphoto.com.ua/index.php/obzor-samyang-14mm-f2-8-if-ed-mc-aspherical/) также очень специфичен. Это касается геометрии получаемого изображения. Малейший неверный наклон камеры вызывает сильные искажения. Особенно это ощущается при интерьерной съёмке — http://olegasphoto.com.ua/index.php/Info/kak-kachestvenno-snimat-intereryi-chto-delat-s-osveshheniem/ . На природе же легко заваливается горизонт. Угол зрения очень широк — нужно понимать, нужно ли это Вам. В нем есть плюсы: можно, к примеру, снять салон машины изнутри целиком; в любом тесном помещении Вас не будет проблем с углом обзора; на природе можно делать интересные панорамы с объёмным передним планом. Снимать портреты с таким фокусным расстоянием можно только очень осторожно и в полный рост. Вообще, снимать людей на объектив с таким фокусным нужно крайне вдумчиво. Это, впрочем, касается любых съёмок — здесь перед тем как сделать кадр нужно думать. Объектив 14 мм — не каждодневный инструмент.

24 мм

24 мм — довольно широкий угол. Работая с широкоугольным объективом всегда нужно думать о том, что должно попасть в кадр, а что не должно. С этим фокусным расстоянием работать проще. Он не так искривляет пространство и больше соответствует обычному восприятию. На 24 мм очень комфортно снимать в помещении. Захватить комнату целиком не составит проблемы. В то же время, геометрические искажения куда менее выражены. Это удобное фокусное расстояние, с ним можно путешествовать (что я не советовал бы делать имея только 14 мм), снимать репортаж внутри небольших помещений, делать пейзажные снимки. Для портретов объектив 24 мм, опять же, малопригоден.

28 мм

28 мм (http://olegasphoto.com.ua/index.php/otzyiv-o-canon-ef-28mm-f-1-8-usm/) — одно из очень удобных фокусных расстояний на полном кадре (что соответствует 18 мм на кроп матрице). На объектив 28 мм очень просто строить кадр. Этот угол довольно широкий. Пятиться с ним никогда не придётся. В то же время, геометрические искажения ощущаются слабо. Конечно, размещать людей по углам кадра на таком фокусном не стоит. Но на 24 мм снимать сложнее ввиду специфической перспективы. 28 мм дает очень удобный угол зрения. У меня лично ощущение, что это фокусное расстояние соответствует зрительному восприятию окружающего пространства. Поэтому, такой объектив удобен для съёмок общих сцен. Но это — однозначно не портретный объектив (даже с большой светосилой).

35 мм

35 мм (http://olegasphoto.com.ua/index.php/obzor-obektiva-sigma-af-35mm-f1-4-dg-hsm-razvernutyiy-otzyiv/) на полном кадре уже не ощущается широким углом. Это одно из стандартных фокусных расстояний. Оно удобно для различного репортажа. Фикс 35 мм может вполне заменять зум 24-70 мм (http://olegasphoto.com.ua/index.php/canon-ef-24-70mm-f-2-8l-ii/) в репортажных целях. Годится для поясных портретов. Если снимать ближе, это вызовет искажения на лице портретируемого — в первую очередь в виде удлиненного носа. 35 мм — это все ещё широкоугольник. Для лицевых портретов нужно использовать 85 мм и более. На 35 мм также можно снимать портрет на природе или на улице, если нужно передать атмосферу места съёмок. На этом фокусном расстоянии сохраняется баланс между акцентами на человеке и на окружающей местности. На 35 мм удобно снимать групповые портреты (на выпускные — http://olegasphoto.com.ua/index.php/gruppovye-portrety/, к примеру). Он достаточно широк, чтобы слишком далеко не пятиться, и в то же время, люди по краям кадра не пострадают от перспективных искажений. Также с этим фокусным очень хорошо работать в интерьерной студии — http://olegasphoto.com.ua/index.php/studiynaya-fotosessiya-s-katey-i-yuley/ . Для съёмок природы мне лично это фокусное не нравится.  Этот угол недостаточно широк, чтоб сделать многоплановый пейзаж, и, в то же время, это — не телевик, позволяющий сделать акцент на деталях или красиво сжать перспективу.

50 мм

50 мм (http://olegasphoto.com.ua/index.php/helios-81n-arsat-2-50/) и 35 мм — родственные фокусные расстояния. На 50 мм по-прежнему не стоит снимать крупные лицевые портреты (в принципе можно, но я бы этого не делал). На него, так же как и на 35 мм, хорошо делать поясные портреты. Вообще, я бы сказал, что это — жанровое фокусное расстояние. Имея фикс 50 мм приятно снимать небольшие сценки с участием нескольких людей. Он позволяет погрузится в атмосферу происходящего, находясь на приемлемом расстоянии. Также 50 мм, по моим ощущениям, неплох для пейзажей. Но здесь уже нужно думать, как далеко отходить от снимаемого объекта. Этот угол совсем не широкий, но ещё достаточно удобный. Недаром 35 мм и 50 мм часто используются как штатники. При съёмках в помещении 50 мм часто может вызывать неудобство, связанное с желанием отойти подальше. А это не всегда возможно. В помещении им нормально снимать людей крупным планом, но снять комнату целиком не выйдет никак.

70 мм

Семьюдесятью миллиметрами я пользуюсь на объективе Canon 24-70 f2.8L (http://olegasphoto.com.ua/index.php/obzor-canon-ef-24-70mm-f-2-8l-usm/) при съёмках в студии. На 70 мм хорошо снимать портреты. В общем скажу, фокусное оптимальное расстояние портретного объектива находится в пределах 70-200 мм — http://olegasphoto.com.ua/index.php/canon-ef-70-200mm-f-4-0-l-usm/ (хотя это не значит, что нужно покупать такой объектив, но об этом в отдельной статье). Расстояние в 70 мм ещё очень удобно для предметной съёмки. С этой цифры начинается территория телеобъективов.

85 мм

85 мм (http://olegasphoto.com.ua/index.php/obzor-i-otzyiv-ob-obektive-canon-ef-85mm-f-1-8-usm/), по моему мнению, идеальное расстояние для портретной съёмки. Не 135 мм, а именно 85 мм. Именно на этом расстоянии удобно работать с моделью. Оно позволяет стоять от человека на расстоянии 2-3 метров. Во-первых, это удобно в плане ко ммуникации с моделью. Во-вторых, если Вы снимаете портрет в парке на что-то вроде 135 мм или 200 мм, то между Вами и моделью будет расстояние метров 5-6. Между Вами и моделью уже будут ходить случайные люди, что крайне неудобно. Если же Вы снимаете на 85 мм, то посторонним будет проще обойти Вас за спиной. Если же снимать модель на 50 мм, приходится стоять к ней очень близко (около метра, может и меньше), что может вызывать дискомфорт у модели. И, конечно же,  светосильный объектив 85 мм даст хорошее размытие заднего плана, что важно при портретной съёмке. На 85 мм людей можно снимать и в помещении. При желании можно снимать и пейзажи. Это короткий телевик — он дает компрессию пространства и им удобно пользоваться. Ещё на 85 мм можно использовать относительно длительные выдержки (до 1/80). Более длинные фокусные расстояние в этом плане становятся куда более прихотливыми.

135 мм

135 мм (http://olegasphoto.com.ua/index.php/canon-ef135-f2/) — угол менее универсальный по сравнению с 85 мм. В помещении с ним не развернуться. И на улице он требует больше пространства. Кто-то может сказать, что по сравнению с 85 мм, 135 мм это всего лишь ещё пару шагов назад. Это так, если Вы снимаете в безлюдной местности. Для портретной съёмки в лесу он очень удобен. Впрочем, в лесу можно вообще снимать на что угодно:) Но если Вы снимаете в черте города, всегда будет ощущаться необходимость держаться на расстоянии от модели. В первую очередь, из-за посторонних пешеходов, о чем я уже писал выше. Во-вторых, на 85 мм куда удобней строить кадр. Преимущество 135 мм в том, что он сильнее размывает фон и дает большую компрессию пространства. Насколько это важно судить можно только субъективно. 135 мм требует ощутимо более короткие выдержки (без стабилизатора меньше 1/200 не советую ставить). Важный нюанс: 135 мм находится на границе, после которой незнакомые люди не будут замечать, что Вы их снимаете. На 85 мм сложно снять человека, чтоб она Вас не заметил. 135 мм уже даёт Вам достаточно расстояния от объекта съёмки, чтобы он на Вас не обращал внимания.

200 мм

200 мм соответственно ещё более специфический угол. Для объективов от 50 мм действует правило: чем длиннее фокусное расстояние, тем уже сфера его применения. Что можно снимать на 200 мм? Можно по прежнему снимать портреты. Преимущество 200 мм в очень приятном боке и сильном сжатии заднего плана. Это фокусное позволяет очень хорошо изолировать объект, отделив его от заднего плана. Другое дело — удобство использования. На 200 мм уже можно снимать спорт и дикую природу. Выдержки должны быть очень короткими, руки не дрожащими. Объектив с фокусным расстоянием 200 мм и больше должен иметь стабилизатор, иначе Вам будет очень некомфортно. Как вариант — пользоваться штативом или моноподом, но это также удобства не добавляет.

300 мм

фото на таир 300 мм 4.5

300 мм (http://olegasphoto.com.ua/index.php/tair-33v-300mm-4-5/) — это уже очень специфическое фокусное расстояние. Главное предназначение таких объективов — съёмка спорта и дикой природы. Я лично купил объектив Таир 33В 300 мм 4.5 для пробы. Снимать портрет на таком фокусном — мучение. Ко ммуникация с моделью исключительно жестами. Чтоб картинка не дрожала — штатив обязателен. Чтоб скомпоновать кадр нужно бегать на 3-4 метра назад/вперед/вправо/влево. Другое дело, если Вы снимаете кого-то, кто об этом не подозревает. В этом плане 300 мм вполне уместно.

Видео тест различных фокусных расстояний:

В этом обзоре я поделился своими впечатлениями от работы в основном с фикс объективами от 14 до 300 мм. Можно приобретать качественные зумы вроде 24-70 или 70-200, а можно обходится исключительно фиксами. Выбор зума или фикса — отдельная тема (http://olegasphoto.com.ua/index.php/filosofiya-ispolzovaniya-fiks-obektivov/). Этот  материал даёт представление о различных фокусных расстояниях, что должно помочь определиться с выбором оптимальной оптики.

На этом сайте (http://dofsimulator.net/en/) можно поиграться с различными фокусными расстояниями и увидеть, как они передают перспективу.

Имея не полноразмерную, а кропнутую матрицу, надо не забывать вычислять эквивалентное фокусное расстояние, умножая на величину кропа. А лучше постараться поскорее перейти на полноразмерную матрицу.

Приглашаю всех высказываться в Комментариях. Критику и обмен опытом одобряю и приветствую. В особо хороших комментариях сохраняю ссылку на сайт автора!

И не забывайте, пожалуйста, нажимать на кнопки социальных сетей, которые расположены под текстом каждой страницы сайта.
Выбор фокусного расстоянияПродолжение тут…

Deviz_6

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Проверка комментариев включена. Прежде чем Ваши комментарии будут опубликованы пройдет какое-то время.