Навигация (от латинского слова navigo — хождение по морю) - это ныне, в общем смысле, процесс управления объектом в пространстве.
Наибольшее распространение получила
Автомобильная навигация — технология вычисления оптимального маршрута проезда транспортного средства по дорогам и последующего ведения по маршруту с помощью визуальных и голосовых подсказок о манёврах. Использует GPS/Инерциальную навигацию, автомобильную навигационную карту и оперативную информацию о пробках.
В моём понимании Навигация — определение местоположения с помощью электронного устройства, в качестве которого можно использовать навигатор, смартфон, планшет, планшетофон и иные устройства.
Навигация с помощью одного и того же устройства может применяться и при пеших прогулках, и при движении на велосипеде, мотоцикле, автомобиле, лодке, яхте и так далее, поэтому рассмотрим устройства для навигации, программы для навигации и важные особенности навигации.
Устройства для навигации
Навигаторы — специализированные электронные устройства, нынче теряющие своё значение в большинстве случаев, потому что современные универсальные гаджеты во многом удобнее и во многом их превосходят.
Мой древний и достаточно удобный навигатор давно валяется в ящике стола, потому что он не умеет показывать автомобильные пробки и прокладывать маршруты в объезд пробок, а в Москве именно пробки стали самым важным фактором движения.
Недостатком большинства навигаторов является отсутствие регулярного обновления программного обеспечения и карт, учитывающих изменения дорожной обстановки.
Планшетофон — самое удобное универсальное устройство для навигации, ибо позволяет определять не только местоположение и скорость, но и получать информацию о пробках, о маршрутах их объезда, о длине проложенного маршрута и о приблизительном расчётном времени движения.
Смартфон и планшет отличаются от планшетофона, в основном, размерами корпуса и экрана, а также весом, поэтому отдельно их рассматривать не стану. Замечу лишь, что у смартфона экран, по моему мнению, маловат и потому смартфон не подходит для автомобильной навигации, а планшета с 3G, с GPS и с экраном от 8-ми до 10-ти дюймов у меня пока что нет.
Чтобы планшетофон успешно выполнял навигационные функции, он должен иметь GPS, 3G, экран от 6-ти до 8,4 дюймов, удобную фиксацию в поле зрения водителя и возможность зарядки от автомобильного прикуривателя, так как навигация разряжает аккумулятор весьма быстро.
Кроме того, планшетофону понадобятся и
Программы для навигации
Таковых программ нынче существует великое множество. Лучшими навигационными программами считаются:
OsmAnd, бесплатно на Google Play
OsmAnd+, 249-ть руб. на Google Play
OsmAnd+, .. руб. на сайте osmand.net
Навител Навигатор, 1350-т руб., тест 30-ть дней, скачал 16.10.2014 версию 9.2.0.4
Прогород, 1290-то (950-т *) руб., тест 30-ть дней
СитиГид, 1800-т руб., тест 15-ть дней
Яндекс Навигатор (Я.Н), бесплатно, установлена 1.53, скачал 16.10.2014 версию 1.56
Яндекс Карты (Я.К), бесплатно, установлена 3.48, скачал 16.10.2014 версию 3.60
По запросу лучшие навигационные программы в Интернете легко найти обзоры навигационных программ:
Обзор АиФ ( aif.ru/techno/pc/33465 )
Обзор ixbt ( ixbt.com/car/gps/android_navigators.shtml )
Обзор softobase ( softobase.com/ru/article/vybiraem-luchshuyu-programmu-navigator-dlya-android/android )
Иностранные программы на территории России не очень хорошо работают, их нужно использовать вне России, поэтому их обзоры не упоминаю. Каждая программа имеет свои особенности, достоинства и недостатки, а также требует времени на освоение и на привыкание.
Само собой разумеется, что надо отслеживать обновления используемых навигационных программ и регулярно их устанавливать.
Меня, в основном, устраивают Я.К и Я.Н, на прочие у меня просто нет времени и терпения, да к тому же последнее время стараюсь ездить по Москве поменьше, ибо пробки замучали: 09.10.2014 6-ть км. от проезда Малыгина до ВДНХ ехали больше часа, выехав рано утром в 07:15 !
16.10.2014 скачал свежие версии Я.К, Я.Н и некоторых других навигационных программ — вскоре установлю и буду опробовать.
Важные особенности навигации
Я.К и Я.Н имеют много общего, но иногда Я.К предлагает использовать Я.Н, считая, что он лучше справится с поставленной задачей.
Достоинством и Я.К, и Я.Н является то, что они иногда прокладывают такие невообразимые маршруты, до которых просто невозможно додуматься на ходу, причём сообщают длину маршрута и ожидаемое время в пути.
Я.Н осуществляет голосовое сопровождение на маршруте, что иногда может быть полезно, чтобы не отвлекать взгляд с дороги на экран планшетофона.
Отображение пробок и отображение маршрута в любой момент можно выключить, а затем снова при необходимости включить.
Учитывая нынешнее обилие камер фиксации нарушений скоростного режима, весьма полезно отображение текущей скорости автомобиля, а вот предупреждение об этих камерах в Я.К запаздывает — желателен штурман, который регулярно просматривает экран и сообщает о предстоящих камерах: у меня бывали случаи, когда я со свистом пролетал мимо камер, а Я.К лишь запоздало пищал.
Просмотрев привычный маршрут от дома до дачи, обнаружил, что Я.Н показывает больше камер, чем Я.Н !
Хотелось бы иметь в Я.К и Я.Н фиксацию пройденного маршрута, чтобы легко было находить обратную дорогу. За неимением этой фиксации приходится на сложных маршрутах расставлять так называемые POI, чтобы не блукать при возвращении.
В моём автомобильном навигаторе такая классная функция присутствует, но я перестал им пользоваться.
Существует Геотрекер (GPS трекер) версии 2.2.1, которым можно дополнить Я.К и записывать маршруты. Скачал эту программу — вскоре буду опробовать.
Кроме того, в Я.К и Я.Н не хватает счётчиков пробега, затраченного времени, длины остатка маршрута, прогноза прибытия и перестроения маршрута при изменении ситуации на дорогах и при отклонении от маршрута, а также и кое-чего ещё — программистам Яндекса есть над чем поработать.
Выбирая время поездки, следует запускать Яндекс.Карты на ПК или на ноутбуке и использовать недельный круглосуточный прогноз. Надеяться на его абсолютную точность не приходится, но этот прогноз наверняка более точен, чем личные предположения, потому что основан на анализе объективной информации.
Сдвигая время по 15-ть минут, можно наглядно видеть, как растут или уменьшаются пробки. Более того, можно заранее проложить маршрут и узнать предполагаемое время в пути. Сев в машину и прогревая двигатель, можно на Я.К или Я.Н планшетофона уточнить маршрут и предполагаемое время в пути.
Выбор времени поездки по прогнозу и уточнение прогноза перед поездкой наверняка помогут регулярно экономить время, бензин, моторесурс и нервы — четыре главных необратимых ресурса.
Особенности Я.К и Я.Н (или иной навигационной программы) постепенно освоите самостоятельно — ничего сложного в них нет: к ним просто нужно привыкнуть.
Остаётся лишь пожелать всегда иметь при себе смартфон или иной гаджет с Я.К или с Я.Н, тогда никогда не заблудитесь в незнакомом лесу или городе.
Использование навигационных программ при разных режимах движения и при разных способах передвижения рассматривать не стану, замечу лишь, что чем ниже скорость и чем свободнее руки, тем легче ими пользоваться.
Приглашаю всех высказываться в Комментариях. Критику и обмен опытом одобряю и приветствую. В хороших комментариях сохраняю ссылку на сайт автора!
И не забывайте, пожалуйста, нажимать на кнопки социальных сетей, которые расположены под текстом каждой страницы сайта.
Продолжение чтения…