Работающие приёмы композиции

Работающие приёмы композиции каждый  обязан знать.

Работающие приёмы композиции, изложенные ниже в количестве 9-ти штук, не особенно сложно запомнить — надо просто натренироваться их обычно соблюдать.

Привожу информацию со страницы https://zen.yandex.ru/media/snejina/prostye-i-rabotaiuscie-priemy-kompozicii-v-fotografii-6005ae84ee9f25022b059b1e :

Простые и работающие приёмы композиции в фотографии

18 января
626 дочитываний

О композиции в фотографии можно говорить очень много. На эту тему написаны целые книги и сняты подробные фильмы. Правил в композиции и различных приёмов достаточно много. Их изучают художники, скульпторы и архитекторы, а также люди из кинематографа.

Композиция в фотографии не зависит ни от качества Вашей техники, ни от её дороговизны.

И когда говорят, что профессионал или талантливый фотограф на дешёвый телефон снимет лучше, чем обыватель на топовую камеру, чаще всего имеется в виду, что опытный человек выберет правильный свет и выстроит удачную композицию в кадре.

Изучение этих правил требует времени и сил. Но даже любой владелец смартфона, зная несколько простых приёмов, может заметно улучшить свои фото. Даже если это фото из отпуска для семейного архива.

В основном, композицию определяют особенности нашего зрения и то, как мозг воспринимает информацию. Разное расположение объектов на фото вызывает у нашей психики разные эмоции.

Фотография нравится людям, когда её интересно рассматривать, когда она удерживает на себе внимание, но при этом не вызывает сумбура.

Исходя из этого, обозначим первое правило:

1. В кадре должен быть герой

Героем может быть человек или животное, группа лиц или абсолютно любой предмет. Героев может быть несколько, но фото совсем без героя редко кого может заинтересовать.

1 из 2


Сравните первое фото с героем и второе — без героя

Герой должен что-то собой выражать. Это может быть действие, настроение или эмоция. Герои могут рассказывать целую историю, тогда фото действительно надолго задержит на себе взгляд и заставит мозг смотрящего анализировать изображение. Но история на Вашем фото должна легко читаться. Важно не превращать её в бессвязный хаос или нагромождение, когда без дополнительного «либретто» не понять, что вообще происходит.

2. Направление движения

Анализ фотографий мозг производит примерно так же, как и чтение текстов: слева направо и сверху вниз. Только по фото внимание движется в большей степени по диагонали. И чаще всего внимание задерживается ближе к нижнему правому углу. Поэтому главного героя часто располагают именно в этом месте. Но не обязательно :) Желательно не оставлять данное место совсем пустым.


В нижнем правом углу расположился катер — герой фотографии

Если же на фото расположить линии или направление движения «слева снизу => вправо вверх» — это вызывает у смотрящего более позитивное и более динамичное ощущение, связанное с подъёмом, движением, успехом или предвосхищением чего-то.

3. Расположение кадра

Считается, что горизонтальная ориентация кадра вызывает более стабильное и спокойное ощущение, так как лежащий прямоугольник — более стабильная геометрическая фигура. Вертикальная же ориентация кадра позволяет лучше передать динамику и движение в кадре.

4. Правило третей

Это — самое общеизвестное правило, о котором слышали, наверное, все люди, имеющие хотя бы смартфон. При съёмке даже в самых дешёвых девайсах экран разделён на 3 части по горизонтали и 3 по вертикали. Если Вы будете располагать линии (например, горизонта) вдоль этих условных линий, а объекты на пересечениях линий — то такой кадр будет лучше восприниматься.

1 из 2


Сравните первое и второе фото. Какое расположение Вам больше нравится?

Маленькое дополнение: фотография всё-таки не машиностроение и не требует такого точного расчёта. Так что вымерять пересечения и линии до миллиметра не надо :)

Когда Вы располагаете предмет или существо в движении — то лучше оставлять больше пространства с той стороны, куда направлено движение или взгляд. Если движется или смотрит влево — располагайте сам объект в правой половине кадра.


Больше пространства оставлено с той стороны, куда повёрнута модель

Также примером служит фото с Петропавловской крепостью и катером выше. А на фото с парусником это правило нарушено. Но соблюсти мне его не удалось, так как правее был ненужный в данном сюжете объект. Иногда приходится делать выбор.

Размещение объекта по центру тоже используется, особенно когда важно показать симметрию. Часто такое расположение можно увидеть в архитектуре, интерьерах и пейзажах.


Модель расположена по центру кадра из-за симметричной позы и фона

Продолжение публикации:

Простые и работающие приёмы композиции в фотографии. Часть 2

20 января
200 дочитываний

5. Ритм

В фотографии очень хорошо воспринимается ритм, то есть многократное повторение каких-либо линий, объектов или фигур. Особенно это часто используется в съёмке архитектуры и интерьеров. Ещё лучше, если этот ритм создаёт перспективу, то есть повторяющиеся объекты лежат не на одной плоскости, а под углом и уходят вдаль.

1 из 2


Фото автора

6. Объём

Объём на фотографии создаётся рядом приёмов. Один из них — разноплановость. Когда на фото есть передний, средний и задний план. То есть зритель видит, что одни объекты расположены ближе, другие — дальше, и за счёт этого двухмерное фото нами воспринимается трёхмерным.

Особенно хорошо разноплановость подчеркивается, если снимать на длиннофокусный объектив, тогда передний, средний и задний планы хорошо отделяются друг от друга за счёт разной степени размытия. Но даже на смартфон этого можно добиться, если разные планы находятся друг от друга на достаточно большом расстоянии. Как размыть фон при съёмке на смартфон, я рассказывала здесьhttps://zen.yandex.ru/media/snejina/3-sposoba-razmyt-fon-na-foto-pri-semke-na-smartfon-5f75dde10d5f8951c9663763

1 из 2


Модель на переднем плане, ограждение набережной и вода — на среднем, мост — на дальнем плане

Также хороший эффект можно получить, располагая объекты с тёплыми цветами (красный, жёлтый) на передний план, а холодные (синий, серый, холодный зелёный) — на дальний. За исключением, наверное, закатов и рассветов :)

7. Обрамление

Хорошим приёмом выделить главного героя является его обрамление. В качестве рамки может служить всё, что угодно: архитектура, растения, окна, дверные проёмы, арки, любые крупные объекты или даже собственные руки модели в портрете.


Модель обрамляет оконный проём

8. Уравновешивание

Если одна часть кадра насыщена объектами и событиями, а другая совсем пустая — то такое фото производит на нас ощущение дисбаланса. Поэтому стоит объекты уравновешивать и распределять по кадру с примерно одинаковой плотностью.

9. Горизонт

Горизонт либо выравниваем точно по горизонтали (по тем же линиям третей на экране), либо специально сильно наклоняем по диагонали. Многие задаются вопросом, а как его выровнять, если его не видно (за деревьями или в городе)? Да и ландшафт может быть неровным.

Если Вы снимаете кадр, держа камеру перпендикулярно земле (то есть не сверху вниз или не снизу вверх) — то можно ровнять горизонт по вертикальным линиям, расположенным ближе к центру кадра (например, стены зданий, двери, фонари и т.п.).

На широкоугольной оптике, в том числе смартфонах, вертикальные линии по углам кадра будут иметь искажения перспективы.


Ровняем горизонт по вертикальным линиям. Из-за свойств оптики по краям кадра могут быть небольшие отклонения от вертикали.

Это лишь малая часть существующих приёмов композиции. Разумеется, не стоит их все лепить в один кадр :) Выбирайте то, что подходит под ситуацию или что Вам больше нравится.

Правила, разумеется, можно и нарушать. Но, прежде чем что-то нарушать, стоит об этом сначала знать :) Часто приводятся в пример фотографии легендарных фотографов, и на этих фото те или иные правила нарушены.

Поверьте, прежде, чем нарушать и знать, в какой степени это допустимо делать, такие люди множество раз все эти правила соблюдали.

Всем удачных съёмок!

!…

Приглашаю всех высказываться в Комментариях. Критику и обмен опытом одобряю и приветствую. В особо хороших комментариях сохраняю ссылку на сайт автора!

И не забывайте, пожалуйста, нажимать на кнопки социальных сетей, которые расположены под текстом каждой страницы сайта.
Работающие приёмы композицииПродолжение тут…

Deviz_15

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Проверка комментариев включена. Прежде чем Ваши комментарии будут опубликованы пройдет какое-то время.