Канал Керченский

Канал Керченский — альтернатива Керченскому проливу.

Канал Керченский нужно сооружать для увеличения потоков грузов из Азовского моря в Чёрное и для увеличения притока воды для переброса в Каспийское море.

Привожу информацию со страницы https://zen.yandex.ru/media/mir_v_ego_mnogoobrazii/akmonaiskii-kanal-alternativa-kerchenskomu-prolivu-60573e087aafb7568300e4ed :

Ак-Монайский канал: альтернатива Керченскому проливу

24 марта 2021 г.
58 тыс. прочитали
1910 нравится

Рост объёма грузоперевозок через Керченский пролив, связанный с высокой долей экспорта зерновых, строительных материалов, нефтепродуктов, привёл к тому, что неглубокий Керченский пролив становится несколько тесноватым для возросшего трафика судов.

Широкий, на первый взгляд, пролив является судоходным лишь в той части, где ещё в XIX веке углубили дно, создав известный Керчь-Еникальский судоходный канал. Проблема расширения и углубления пролива всегда была острой как в Российской империи, так и в современной России.

Поэтому предлагалось множество проектов для расширения транспортных возможностей уже существующего Керчь-Еникальского канала, одним из которых является обустройство морского пути, идущего параллельно Керченскому проливу в самой узкой части Керченского полуострова. Но обо всём по порядку.


Схема Керчь-Еникальского канала в Керченском проливе. Источник карты: http://bsamp.ru/port-kerch.php

В древние времена. Керченский остров

Всего 1600 лет назад существовало по сути два Керченских пролива: Боспор Киммерийский (современный Керченский пролив) и Боспор Синдский (именуют иногда Боспором Кубанским).

В эпоху, когда древние греки массово колонизировали берега Крыма и Тамани, образовав могучее Боспорское царство, Боспор Синдский являлся широким проливом, отделявшим современный Таманский полуостров от остальной части материка. Ныне в результате деятельности грязевых вулканов и рек Боспор Синдский обмелел и превратился в перемычку, соединившую остров с большой землёй.


Азовское море возле села Каменское (Ленинский район) является достаточно глубоким для прохода грузовых судов. Ранее возле Арабатской стрелки швартовались военные корабли. Фото из архива автора

Что касается Керченского полуострова, то в ориентировочно в VI веке до нашей эры в самой узкой его части был прорыт глубокий ров от Азовского моря, в районе южной части Сиваша, до Чёрного моря вдоль Ак-Монайского (Парпачского) перешейка.

Точно не установлено, кто именно создал подобное сооружение, в легендах говорится, что это были «потомки слепых рабов» скифов, которые в отсутствие угнетателей предприняли попытку воспрепятствовать их возвращению из военного похода в Малую Азию.

Ширина рва составляла 5 метров, глубина 4 метра, общая протяжённость равняется 22 километрам. В настоящее время просматривается очень слабо, ввиду ранее проводившейся здесь бурной хозяйственной деятельности (был ли ров заполнен морской водой — не установлено).


Фронтовое водохранилище (возле села Фронтовое, Ленинского района). Вид с Парпачского гребня — главного серьёзного препятствия при строительстве Ак-Монайского канала. Ранее через плотину и далее по дну водохранилища пролегал древний ров VI века до н. э. Фото из архива автора

Суть проекта

О необходимости сооружения судоходного канала через Ак-Монайский перешеек в последней четверти XIX века писали такие известные инженеры как Я. Демченко, предлагавший масштабный проект обводнения Арало-Каспийской низменности, и В. Стеценко, продвигающий идею необходимости создания канала через Перекопский перешеек.

В советское время популяризатор науки Р. Марков, вдохновлённый началом строительства Волго-Донского канала, предложил создание подобного канала в рамках реконструкции Азовского моря, включающей в себя сужение Керченского пролива водо-стеснительным каналом и созданием Манычского водного пути для восстановления прямой связи Каспийского моря с мировым океаном.


Карта Азовского моря с указанием течений, морских глубинных каналов. Стрелочкой указан предлагаемый маршрут Ак-Монайского канала через самую узкую часть Керченского полуострова.

Ширина Ак-Монайского перешейка составляет всего 17 километров, при этом большая его часть располагается на высоте 1,5-2 метра над уровнем моря. Несмотря на то, что почвы здесь преимущественно суглинистые, при углублении наблюдается мощный слой песчаника, что позволит получить канал без осыпающихся бортов.

Глубины Азовского моря у основания Арабатской стрелки составляют 8-10 метров, а в Феодосийском заливе 10 метров. Единственной неприятностью при сооружении канала станет только Парпачский водораздел, вытянувшийся перпендикулярно предполагаемой трассы канала.


Схема движения судов в случае создания Ак-Монайского канала

Изначально предлагалось не создавать шлюзы на Ак-Монайском канале, однако во избежание чрезмерного проникновения солёных вод Чёрного моря в Азовское, необходимо создать два шлюза, при этом сделать движение судов односторонним используя с пользой особенности течений Азовского моря, которые направлены с востока на запад.

Так, например, суда направляющиеся в порты Азовского моря будут продвигаться через Керченский пролив, а в Чёрное только по предлагаемому каналу.

Подобное сооружение позволит не только разрядить стремительно растущий трафик, но и использовать канал в случае непредвиденных обстоятельств в Керченском проливе.


На фото хорошо просматривается Ак-Монайский (Парпачский) перешеек Керченского полуострова Крыма. От южного залива Сиваша до Феодосийского залива Чёрного моря всего 17 километров. Фото из архива автора

Имеет право на жизнь

Вследствие деятельности подводных грязевых вулканов, абразии берегов Керченского пролива Керчь-Еникальский канал постоянно заиливается и требует не только расчистки, но и углубления, поэтому вариант создания Ак-Монайского канала из одного глубокого залива в другой смотрится практично и финансово оправданно, и если он не сможет послужить альтернативой Керченскому проливу, то по крайней мере будет являться хорошим дополнением к нему.

Разумеется, реализация подобного проекта является делом отдалённого будущего и будет продиктовано экономическими соображениями.

!…

Приглашаю всех высказываться в Комментариях. Критику и обмен опытом одобряю и приветствую. В особо хороших комментариях сохраняю ссылку на сайт автора!

И не забывайте, пожалуйста, нажимать на кнопки социальных сетей, которые расположены под текстом каждой страницы сайта.
Канал КерченскийПродолжение тут…

b0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Проверка комментариев включена. Прежде чем Ваши комментарии будут опубликованы пройдет какое-то время.